top of page

ТАЛАНТ ДУШИ

Мое знакомство со Светланой Ворониной случилось два года назад. Сначала я приняла приглашение одного из участников фейсбучного сообщества, которое создала Светлана, а через несколько месяцев познакомилась с художницей…

За эти два года мы подружились, и каждая встреча со Светланой для меня, как подарок. Думаю, что не только для меня. Недавно очень долго гуляли по набережной Ангары и говорили о жизни, вспоминали детство, студенческие годы. Говорили о самом главном.

- Когда 14-летнему подростку говорят в школе одноклассники, что твоя мама, скорее всего, не выживет, то можно представить, что в этот момент творится в его душе. Какой это огромный стресс для мальчишки, который только-только оторвался от мамы проходит первый этап взросления, самостоятельности и ответственности. Тем более, что отец уже ушел…навсегда. Умер. - рассказывает Светлана.- До сих пор вспоминаю это время с ужасом и думаю, как же он это все пережил. Но, слава Богу, все позади, и мы справились.

Сын Светланы - Коля учился в восьмом классе и смотрел на маму в те дни с надеждой и болью. Уходил в школу, возвращался, а в голове была только одна мысль: «Мамочка, пожалуйста, только живи! Пожалуйста, не бросай меня…» Все близкие и ее друзья, кто знал и был в курсе ее проблем со здоровьем, молились тогда за Светлану. Но говорят, детские молитвы Бог слышит самыми первыми и уж точно наверняка. Так и случилось. А еще сама

Светлана знала, что она выживет, во что бы то ни стало, но она справится с этой жуткой и коварной болезнью. Просто иначе не может быть. Она не может оставить своего любимого сына, самого лучшего на свете мальчика, свою родную душу. Он ведь еще так мал, а ей очень хочется узнать каким же он станет, когда вырастет. С самого детства они настолько близки с Колей, что она не может вот просто так взять и уступить болезни. Нет, она поборется!

И Светлана Воронина выиграла, она справилась. Очень хрупкая, стройная, молодая женщина. Сильная духом и очень стойкая. Прошло уже 15 лет. И только совсем недавно Светлана решила, что станет говорить об этом вслух и, возможно, тем самым поможет другим женщинам выстоять, не поддаваться отчаянию и не опускать руки.

- Диагноз – это еще не приговор. Пока человек жив и пока ему есть ради чего и ради кого жить, он может употребить все свои силы и веру на то, чтобы выжить и выздороветь, - говорит Светлана. – Близкие и дети – это очень сильный аргумент в пользу жизни, причем, счастливой жизни. Болезнь очень многое может изменить в человеке, за какой-то месяц ты готов пересмотреть всего себя, свои поступки, слова, отношения с людьми. Я это по себе знаю, - с улыбкой признается Светлана.

У нее очень красивая улыбка. С одной стороны, озорная и веселая, а с другой – такая прозорливая. Улыбка мудреца, который все знает и понимает. Как раз вот эта способность улыбнуться в ответ на все вызовы судьбы и жизни, и даже, может быть, посмеяться в душе, - спасла Светлану тогда.

- Ты узнала о том, что непорядок в организме после маммографии?

- Вовсе нет. Я сама обнаружила, просто однажды нащупала в груди небольшой комочек, размером с фасолинку. И сразу же, на следующий день пошла на маммографию. Мне сделали пункцию и отправили на анализ. Три недели, ожидая результатов анализа, я чувствовала напряжение и тревогу. Вроде отвлекусь, но мысли снова возвращают меня к этой теме.

А потом, когда узнала, что у мня диагностировали рак на ранней стадии, внутренне я никак не могла с этим смириться. Но ни секунды не сомневалась, что выживу. Конечно, это был трэш, но я всю ситуацию восприняла, как приключение. Вернее, как такое испытание и движение в неизвестность. Как будто бы ты идешь в неизвестном направлении и не знаешь, что там тебя ждет, но продолжаешь идти и верить, что все будет хорошо. Я серьезно настроилась на борьбу за жизнь! Все мои родные и близкие еще меня очень сильно поддержали. Помню, что вовремя прочитала книжку Дарьи Донцовой «Записки оптимистки» - ее книга тоже придала мне сил и помогла правильно настроиться в то время.Потом была операция…Химия…Я в платочке. Много лет наблюдалась у врачей, проходила обследование и т.д. и т.п. Сначала была очень слабая, потом стали возвращаться силенки. И я снова взялась за кисть. Еще и творчество очень спасало. В эти годы, я считаю, у меня появились самые интересные работы. «Сибирский ангел», мои Феи цветов, серия работ на тему «Комедия Дель Арте», танцевальный цикл – иллюстрации к «Щелкунчику», «Спящей красавице», «Баядерке».


Жизнь – очень драгоценный дар, чтобы просто так сдаваться. Именно этот вывод сделала Света, и с той поры, наверное, каждая минута ее жизни имеет значение. Поэтому так многое успевает и все у нее получается. Два года назад создала группу в Фэйсбуке «Шило на мыло, баш на баш, махнемся не глядя». Казалось бы, где художник, а где товарный обмен? Группа эта является некой интернет-биржей для своих - друзей, знакомых друзей, соседей, коллег и с каждым днем все расширяет свои границы присутствия и объединяет все больше участников.

- На самом деле я думала и искала варианты, как продвигать свое творчество и организовать заказы, а также сбыт своих работ. Продажа и интернет-торговля – это точно не для меня, т.к. это требует дополнительных действий, знаний и расходов. И так появилась мысль об обмене. Обмен – очень древний и демократический процесс, благодаря которому в былые времена развивались целые страны и народы, - делится своими размышлениями Светлана.

С ее легкой руки, а вернее, идеи, сегодня эта группа – одна из самых востребованных и популярных на ФБ. Люди знакомятся, меняются всем, чем могут, помогают друг другу выживать в такое непростое время, когда доходы многих снизились в разы, а кто-то потерял работу или вынужден был закрыть свой бизнес из-за пандемии. Хотя изначально группа задумывалась для объединения художников и людей творческих. Но сегодня участников уже около 3,5 тысяч человек. Здесь есть представители практически всех специальностей и профессий, из самых разных регионов России, но костяк, конечно, составляют сибиряки и жители Иркутской области.

Сегодня группа живет своей собственной жизнью, есть здесь свои звезды, свои хулиганы и праведники, свои наставники и моралисты, свои эстеты, фермеры, риэлторы, свои врачи и фармацевты. Одним словом, «главные по тарелочкам» от каждой отрасли и сферы деятельности. Вот, к примеру, нужен тебе сыр – это Сергей Станиславчик и Перевозниковы. Домашние заготовки из натуральных продуктов – Наталья Семенова, Галина Иванова. Нужно учить английский – пожалуйста, к Ольге Винярской. Мед – к Тане Распоповой. Элегантные вещи – у Татьяны Серебренниковой. Дизайнерские маечки и ремни – конечно, к Евгении Самусевой…

Но удивительно другое, - Светлана знает многих участников лично и находит время для общения.

- Понимаешь, я всегда была социально-ориентированным человеком. Мне совсем не все равно, как живут люди рядом со мной. Я знаю, что многим сегодня тяжело, и мне хочется что-то сделать для них, хотя бы для своих знакомых и друзей – художников, - говорит Светлана, - если даже одному помогу, и то хорошо. А тут я вижу, как люди знакомятся, находят друг друга, находят работу и многое, что им нужно для жизни. Помнишь, когда началась пандемия, какая была активность в группе? Тогда не было масок, и многие заказывали маски через группу тем, кто умеет шить и взялся за это. И мне хочется сохранить атмосферу взаимопомощи и поддержки в группе. Это не магазин, не базар и не интернет-торговля. Многие из участников сегодня зарабатывают своим трудом и товрчеством, не имея постоянной работы и стабильного дохода. Да ведь я и сама много лет уже нахожусь на "свободных хлебах" и работаю дома - по заказам. Это непросто, поэтому я знаю, что для многих группа является реальной поддержкой и продвижением их профессиональных возможностей и продукции.

- Ты знаешь, а ведь не каждый сумеет объединить вокруг себя столько людей, да и не каждому в голову придет такая идея! Я вот благодарю тебя почти каждый день, - столько новых знакомств и друзей появилось, - делюсь я своими впечатлениями.

- Вот видишь, а мне от этого, честно скажу, очень тепло и радостно на душе, - признается Света.

И я понимаю, что после перенесенного ею испытания, это сегодня для нее самое главное – дарить людям радость. Радость общения. Сегодня, когда мы почти год провели в изоляции, это общение становится еще более ценным. Особенно, общение на одном языке, поиск и узнавание своих друг в друге, искренность и дружба.

У Ворониной, вообще, природный талант – объединять людей, соединять их, знакомить, причем, с присущей ей деликатностью.

Хотя это далеко не первый ее общественный проект. В 2009 году она создала сообщество поклонников творчества Майкла Джексона. В социальной сети Вконтакте Светлана объединила в группе более 2000 человек. Это было целое движение. Они часто собирались, слушали Майкла Джексона, танцевали в его манере. Летом прямо на набережной танцевали - у памятника Александру III. Принимали даже участие в карнавальном шествии в День города.

В день памяти Майкла Джексона сообщество иркутских почитателей его творчества организовало флэш-моб. Сорок человек, одетые в костюмы – в образе Майкла Джексона, танцевали в его манере в течение дня в разных общественных местах Иркутска: на набережной, на сквере, у Дворца Спорта…

Светлана говорит, что так зажигательно танцевали в тот год еще в Мексике. Несколько тысяч мексиканцев вышли на танцевальный флэш-моб по всей стране - в первый день рождения Майкла после его смерти…Часто танцующих «под Майкла» иркутян приглашали выступить на городских праздниках в те годы. Дважды они организовывали поездки в один из детских домов с концертом и подарками.

- Кстати, раньше-то я особо не увлекалась танцами. Можно сказать, вообще, не танцевала, и вот такое. Почти два года я ходила в образе Майкла Джексона, в брючном костюме, иногда – в цилиндре, в рубашках. Да вот посмотри сама, - показывает Светлана мне фотографию тех лет.

Первое, что я вижу, это удивительное сходство ее внешности с Майклом.

- Света, ну просто такое сходство не может быть…даже не верится, - говорю я.

- Сама не знаю как это может быть. Но какая-то сила меня вдохновила собрать молодежь, а потом уже к нам и взрослые примкнули. Люди разного возраста были – те, кто любил Майкла и его творчество. Конечно, прежде всего, мне хотелось увлечь этим движением своего сына и его друзей. Коле тогда было 15-16 лет, он и его друзья поддержали меня и вместе мы смогли объединить многих. Проводили танцевальные флэшмобы, вечеринки, конкурсы. Был очень насыщенный событиями период жизни. А главное, - я была интересна своему сыну, - вспоминает Света. – В это время я очень много читала про Джексона, изучала его творчество, узнала подробности его детства. Майкл – очень сильная личность, мне близка его философия и отношение к жизни. Он всего добивался сам, своим силами и талантом. Я уважаю таких людей, - сама такая же.

- Коля сейчас живет в Москве? Как вы сейчас общаетесь, по -прежнему дружите?

- Конечно. Это мой самый лучший и самый надежный друг! А еще он очень заботливый сын и самый любимый мой мужчина, - с гордостью говорит Света, - недавно приезжал в Иркутск. Я к нему езжу каждый год, очень скучаю, конечно. Но мы часто болтаем, почти каждый день созваниваемся. Он меня во всем поддерживает, уверен, что у меня все и всегда получится. Ну, а я то – вообще, безусловно поддержу его во всех его делах. Коля - мастер международного класса по барберингу (оформление мужской стрижки - прим.авт.). Уже несколько лет он живет в Москве.

- Значит, ты – молодая мама совсем взрослого молодого человека?

Светлана заразительно смеется. Я смотрю на нее и думаю, что когда эта стройная и красивая женщина идет рядом со своим сыном, ее сложно принять за маму. Оказывается, так и есть. Московские друзья Николая и впрямь не сразу поверили, что Светлана – его мама. Здесь особо хочется сказать, что Света – обладатель прекрасного вкуса, умеет очень стильно подобрать гардероб. Обувь, аксессуары, одежда – все и всегда подчеркивает ее фигуру и соответствует модным тенденциям сезона. Это и не удивительно, ведь Светлана очень многое из одежды умеет создать своими руками. Из обычных вещей она умеет создать настоящие шедевры и коллекции авторского гардероба. Джинсы, рубашки, ремни, сумки и рюкзаки, куртки, палантины и шарфы – все это, попадая в ее руки, отправляется в творческую мастерскую. И в итоге, получаются вещи в единственном экземпляре. Светлана создает художественные росписи и целые картины на одежде, причем, практически всегда – в единственном экземпляре.

- Света, когда ты почувствовала себя художником? Когда проснулась эта твоя страсть к кисточкам и краске, ты помнишь?

- Ну, конечно. В самом раннем детстве еще. Как только начала держать в руках карандаш, а потом кисточку. Все время с красками и бумагой, сколько себя помню. Родители сразу же заметили, что это не просто увлечение. Они первые смогли рассмотреть мой талант и всячески поддерживали меня, старались, чтобы я развивалась в этом направлении. У меня были самые лучшие кисточки, краски, ватман. Фломастеры, кисточки из беличьих хвостиков – появились у меня одной из первых в классе, и этим я обязана моей маме. Она всегда умела достать мне самые лучшие художественные материалы. Кстати, несмотря на то, что в семье у нас не было художников, у всех моих родных был хороший художественный вкус.

Я это поняла тоже еще в детстве. Особенно меня восхищала мама, как она умела одеваться и подобрать платки, обувь, перчатки. И это в советское дефицитное время.

Потом у меня было очень счастливое детство. И это тоже способствовало моему выбору профессии. Я могла себе позволить заниматься тем, что мне нравится. Когда закончила школу, передо мной, вообще, не стоял вопрос куда пойти учиться. Однозначно, в художественное училище. И я , и родители, - вся моя семья это знали и не сомневались, что я сделала правильный выбор. Ведь заниматься в детской художественной школе я начала с 12 лет, и после 8-го класса поступила в Иркутское художественное училище. Но, конечно, я не хотела останавливаться на этом. Я мечтала учиться в Российской академии художеств имени Репина в Санкт-Петербурге….

После учебы в Иркутске Светлана уехала в Питер и поступила на факультет теории и истории искусств Ленинградского института им.И.Е.Репина. В Санкт-Петербурге несколько лет назад проходила персональная выставка Светланы Ворониной в выставочном зале Союза художников на Литейном проспекте.

На родине в Иркутске Светлана Воронина – постоянный участник многих выставок, которые организуют местные музеи, галеристы или Союз художников. Здесь она также провела несколько персональных выставок, участвует в Иркутской ежегодной выставке дизайна "Байкал-АРДИ", награждена многочисленными дипломами и грамотами.

Первое признание, вспоминает художник Воронина, пришло к ней, когда она была еще очень юной. Тогда ее работа оказалась на одной из выставок молодых художников, и она получила высокие оценки.

Первая персональная выставка Светланы Ворониной прошла в Иркутске, когда ей было 35 лет. К этому времени у нее уже определился свой неповторимый стиль. Наблюдательность, любовь к родному городу, умение разглядеть «человека дня» и показать его в образной, художественной оболочке – показывает художника-философа. Женские портреты, с одной стороны очень реалистичные, а с другой, - совершенно фантастические и даже сказочные – это визитная карточка художницы.

Во многих работах на первый план выходит женская грудь. Тем самым Светлана подчеркивает не только женскую красоту и материнство, но и уязвимость организма женщины, как бы говоря, что именно эту часть тела нужно беречь и относиться к ней с особенным вниманием. Теперь, когда я знаю ее историю победы над болезнью, я не сомневаюсь, что многие ее картины – это послание всем женщинам мира о том, как необходимо любить в себе женщину, не скрывать ее, а напротив, проявлять свое женское начало по максимуму. В этом – сила и здоровье, любовь и жизнь.

- А ты помнишь, с какого возраста ты уже стала себя осознавать?

- Не поверишь, но очень рано. Я помню и вижу себя еще в коляске. Я совсем кроха, мне несколько месяцев. Может быть, шесть или десять, но я еще не хожу. Так вот, я лежу в

коляске, а передо мной погремушки натянуты на резинке. И меня укачивает мой прадедушка Евлампий Павлович, герой Гражданской войны, он качает коляску или рассказывает мне сказку, чтобы я уснула...А мне так неудобно, что я приношу моему дедушке столько забот, что он пожилой уже и ему нужно тут со мной возиться, погремушки еще эти. Как будто бы я уже взрослая, понимаешь, и смотрю на всю эту картину со стороны. Очень странное чувство, - вспоминает Света, а сама смотрит на меня удивленно, и я на нее в ответ так же – с удивлением.

Разве такое возможно? Может быть, и правда, все дети – пришельцы, и все они сразу рождаются взрослыми и все понимают, только по закону жизни они в первые месяцы беспомощны.Просто душа выбрала новое тело и пришла в этот мир в облике того или другого человека. Вечно взрослая душа, проходящая новый путь в новом теле… Да, все это удивительно, и в то же время так понятно и объяснимо.

- Я ко всем детям отношусь, независимо от их возраста, как к личности. Дети – это такие же взрослые люди, только они еще маленькие, - как будто бы читая мои мысли, говорит Светлана.

- У меня есть знакомый, так он напротив, называет всех взрослых «постаревшие дети», может быть, это так и есть, - поддерживаю ее мысль я, и мы увлекаемся в вопросы философии и буддизма.

На набережной Ангары много уток, голубей и разных пернатых. Весна. Солнечный теплый день. Все птицы радостно выводят свои трели на разные голоса.

- Кстати, а как ты относишься к птицам? У тебя есть любимые?

- Очень хорошо отношусь. Всех, вообще, люблю. И птиц, и собак, и кошек, и даже козу моей подруги, - смеется Светлана, - а любимые мои птицы, конечно, вороны!

Мы вместе смеемся от души. Как же я сразу не поняла, в самом деле!

- Они очень умные птицы, кстати. Очень домовитые, любят порядок, все у них по полочкам и на своих местах, если можно так выразиться. Еще они очень веселые. Я как-то наблюдала, как они катаются с крыш, прямо, как люди зимой с горки. По-моему, у этих пернатых много чему можно научиться. Они очень наблюдательные и умеют показывать дорогу. А еще они летят рядом с другими птицами, по обеим сторонам, когда те отправляются в теплые края. Как такие охранники, группа сопровождения…Да, птицы – это тоже особые существа.


У меня дома поселился ангел, созданный Светланой. Ее сибирский ангел, летящий над спящим городом (конечно же, нашим старым Иркутском), играющий на дудочке колыбельную, теряет один из валенков…но продолжает лететь…А город продолжает спать или жить спокойно благодаря своему ангелу-хранителю. Впервые я увидела эту картину на выставке проекта «Ангелы мира», которая объединяет художников разных стран и в 2015 году проходила у нас в Иркутске. Там было много разных ангельских ликов , но больше всех я запомнила тогда именно этого ангела. Он настолько был наш, мужичок-сибирячок, земной человек, простой и близкий, что рядом с ним становилось тепло.

Сейчас ее ангелы разлетелись по всему миру – в разных форматах, цветовых решениях, но они едины в одном – вместе с собой ангелы Светланы Ворониной приносят в дом частичку души художницы и ее мир, такой чуткий, отзывчивый и неповторимый.

А вот «Ночной проспект» - одну из своих значимых работ, над которой она долго работала, Светлана передала безвозмездно в благотворительную лотерею, проводимую фондом «Дети Байкала» для сбора средств на лечение детей-сирот. Когда проходила ее персональная выставка в Питере, Светлана отдала несколько своих работ организаторам благотворительного аукциона «Мы хотим жить», который проводился в поддержку тяжело больных детей.

А ее замечательные зонтики? Вернее, это люди, спешащие под зонтиком в дождливый день…Это те люди, которым, возможно, выпали свои испытания, своя дождливая полоса в жизни, которую нужно преодолеть и пережить. И лучше, если с помощью красивого яркого зонтика. Потом все равно выглянет солнце!

- Дождь я люблю безумно. Я же плювиофил – человек дождя! В дождь я прекрасно себя чувствую, в такую погоду мне лучше работается. Причем, это я поняла еще в юности. Яркое солнце, на мой взгляд, более тревожно, чем дождь. А в дождь хорошо дышится, обожаю неповторимый запах земли петрикор… (это запах, который исходит от земли после сильного ливня – прим.авт).Дождь – это всегда обновление и очищение, причем, для всех. После дождя как будто открывается второе дыхание и все вокруг выглядит очень ухоженным и более красивым.

Но каждому плювиофилу требуется солнце, а особенно, художнику. Солнечный день, летний букет, лесная поляна огоньков или поле ромашек – в этом я узнаю нежную Светлану, которая, как девчонка будет радоваться красивому платью или новым сережкам. Какое -то неуловимое мгновение, легкое дыхание и Светлану не узнать. Вот только что перед тобой сидела взрослая мудрая женщина, которая говорит о социальной ответственности, правах человека, и особенно женщин, которая выступает за серьезные общественные инициативы, необходимые сегодня для российского законодательства, и вот все изменилось.

- Смотри, какое дивное платье я сегодня получила, - Светлана радостно открывает сумку, извлекая из нее небольшой пакет, из которого струится нежная ткань с чудесным цветочным принтом. Основной цвет белый или голубой, по которому раскинулись синие, фиолетовые и сиреневые фиалки.

Длинное, с красиво оформленной талией, закругленным вырезом. Не платье, а просто мечта! Светлана прикладывает его к себе и совершенно меняется. Платье скрывает кожанные брюки и тонкий свитер. Я вижу девушку, готовую пуститься в пляс, не хватает только шляпы и каблуков! Кстати, о шляпах…Нет, пожалуй, к этому платью лучше всего подойдет летний венок из полевых ромашек и колокольчиков.

- А ты угадала, ведь ромашки – мои любимые цветы. Они очень стройные, выносливые, долго цветут, да и сорванные, долго стоят в вазе. Букеты из ромашек просто обожаю… Это такие букеты, которые хочется именно обнять, нести не в руке, а на руках…


Я смотрю на Светлану и думаю, что вот сейчас она мне рассказала как раз о себе самой в двух словах. Говорят, что обычно женщина любит те цветы больше всего, которые ей напоминают ее саму. Закон психологии или жизни. Не знаю…



Беседовала Ирина Мордуева

Фотографии из личного архива

Светланы Ворониной






bottom of page